•  



КОНСПЕКТЫ

Самые новые шаблоны Joomla на нашем сайте.
Красивые Шаблоны Joomla 2.5
Игровые шаблоны DLE
Самая быстрая Диета

 Конспект-карта

Хочу Всё Знать. Полезные Советы

Это метод изучения и запоминания, включающего в работу два полушария мозга, тут все для пользы тела : и компактность инфы, без''воды'' и цвета текста, изображения и графические образы, помогая освоить требуемое еще и на инстинктивном уровне.

Текст завязан на соответствующие ему, тексту, образы. Например: Свадьба - торжественная церемония посвященная заключению брака с регистрацией в журнале актов гражданского состояния заверенная свидетелями.


Чтобы написать этот текст нужно время, мозг же представляет картинку свадьбы в доли секунды.Что люди запоминают наизусть?Не скучную терминологию,а образы. Образ свадьбы связывается с образом аппетитного стола окруженного счастливыми людьми, кроме напуганных жениха и невесты, и пьяненького свидетеля с лентой через плечо, к счастью не пулеметной. Итак,образ свадьбы - накрытый стол с женихом,невестой, свидетелями с красной лентой рядом. Итого, представляем образ свадьбы (накрытый стол с женихом,невестой, свидетелями с красной лентой) -вспоминается само собой определение свадьбы (торжественная церемония посвящённая заключению брака с регистрацией в журнале актов гражданского состояния заверенная свидетелями).

КОНСПЕКТ-КАРТА - это ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТА основанная на связях образа ключевого слова или ассоциации на него, отражающего центральную идею части изучаемого материала, текста части изучаемого материала и  части центрального образа всего материала. 

Для иллюстрации рассмотрим отрывок текста и составим на него, соответственно, часть КОНСПЕКТ-КАРТЫ:

Хлебные зерновые культуры, хлеба? — группа растений некоторых ботанических семейств (в частности, злаковых,гречишных и амарантовых), возделываемых ради зерна, которое употребляется в пищу. Принято делить все зерновые культуры на хлебные и зернобобовые. В число хлебных зерновых культур входят и крупяные культуры. Зерновые культуры культивируются на всех континентах, кроме Антарктиды. Наиболее распространены посевы пшеницы, риса, ячменя, кукурузы, ржи, овса, проса. Из зерновых производят муку, кондитерские изделия, корма; применяют в приготовлении напитков, получении спирта. 

1) Амарант в течение 8 тысяч лет был одной из основных зерновых культур Южной Америки и Мексики («пшеница ацтеков», «хлеб инков»), наряду с бобами и кукурузой. После испанского завоевания Америки эта культура была забыта. В Азии амарант популярен среди горных племён Индии, Пакистана, Непала и Китая как зерновая и овощная культура. Зёрна амаранта содержат до 16% белка, 5—6% жира, 55—62% крахмала. По содержанию лизина белок амаранта в два раза превосходит белок пшеницы. После испанского завоевания Америки эта культура была забыта. В Азии амарант популярен среди горных племён Индии, Пакистана, Непала и Китая как зерновая и овощная культура. 

2) Гречиха. Плоды гречихи — распространённый пищевой продукт. Известно несколько разновидностей крупы: ядрица — цельное зерно, крупный и мелкий продел — колотые зёрна, смоленская крупа— дроблёная ядрица. Крупа используется для приготовления каш, запеканок, пудингов, котлет, супов. Зерно гречихи мелют на муку, но из-за отсутствия клейковины она непригодна для выпечки хлеба, и её используют для блинов, оладий, лепёшек, галушек.

3) Кукуруза. Кулинарные возможности кукурузы весьма велики. Свежеубранные початки употребляют в пищу в отварном виде. Для длительного хранения их можно заморозить. Консервированные зёрна кукурузы используют для приготовления салатов, первых и вторых блюд. Кукурузная мука крупного помола идёт на приготовление каш, а тонкого— пудингов, вареников, оладий и прочей выпечки. При добавлении кукурузной муки в торты и печенье эти изделия становятся более вкусными и рассыпчатыми. Из предварительно ароматизированных и раздробленных зёрен кукурузы изготавливают кукурузные хлопья — готовый продукт питания, не требующий дополнительной кулинарной обработки.

4) Зерно овса обыкновенного используют для выработки крупы, муки, толокна, овсяного кофе. Овсяная крупа среди других видов круп занимает одно из первых мест по питательности. Овсяную муку применяют в кондитерском производстве, для выпечки блинов и т.д. Расплющенные зёрна овса — основной компонент мюсли. Зерно овса используют как сырьё для выработки комбикормов и как концентрированный корм для животных.

5) Полба. Область происхождения (предположительно) — Средиземноморская зона. Выращивалась в Древнем Египте, Вавилоне и др.местах. Позднее была вытеснена хоть и гораздо более требовательной к климату, и менее устойчивой к болезням, но значительно более урожайной пшеницей твёрдой и в настоящее время занимает незначительную долю мировых посевных площадей.
     

СОСТАВЛЯЕМ ИНТЕЛЛЕКТ- КАРТУ по Т. БЪЮЗЕНУ и П. ШЕЛЛИ

(для упрощения в данном случае показана только часть интеллект карты  т. к. рассматриваем только часть материала )

Слова под пунктами 1,2,3,4,5 являются ключевыми словами своих разделов, несущие смысловую нагрузку, обобщая суть соответственной части материала . 

 Карта составляется таким образом, чтобы заглавная часть находилась в центре, связываясь  с пронумерованными разделами. Суть в том, что зрительные образы, а значит и соответственные пункты и подпункты рассматриваемого материала, на карте всегда крепятся на фрагменте основного образа, изображения слева направо и сверху вниз и далее по часовой стрелке. Конечно, в первую очередь учитывая нумерацию структуры. Неважно, будь это основной образ всего материала или раздела (чтобы не было путаницы в очередности изложения материала картой образов ).

 

 

Далее составим КАРТУ ОБРАЗОВ используя систему ''ДЖОРДАНО''изложенной В.А. КОЗАРЕНКО 

Итак, основная мысль - зерновые культуры, центральный образ, кусочки пшеничного и ржаного хлеба.

Зрительные образы подбираем по созвучию: Связаны, по В.А.Козаренко, система"Джордано", методом выделения частей образа. Суть метода - на центральном зрительном образе мысленно выделяем соcтавляющие зрительные образы,изображения частей. Например, пусть зрительный образ зерновых культур - кусочки пшеничного и ржаного хлеба, выделяем части образа: середина верха пшеничного хлеба, верхний правый угол ржаного хлеба, нижний левый угол пшеничного хлеба, нижний правый угол. Составляющие, каждую её часть соединяем на КАРТЕ ОБРАЗОВ, стрелками с соответствующим, нумерованным разделом.

Слово "зерновые культуры" помещаем в центр. Для удобства восприятия"зерновые культуры " оформляем на кусочки пшеничного и ржаного хлеба (можно выбрать тут любой образ). Нанесём исходящие лучи,на лучах напишем основные разделы примера. От основных разделов исходящие лучи с письменным обозначением пунктов содержимого. 

Вот и все. С понятием ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТА разобрались. Конечно рассмотренное не претендует на раскрытие всей темы. О ней много информации имеется. Но для использования метода КОНСПЕКТ-КАРТА достаточно на данном этапе.

Вообще, интеллект-карта - способ изложения мышления с помощью схем. Изложение мышления реализуется в виде древовидной схемы, на которой изображены слова, идеи задачи или другие понятия, связанные ветвями, отходящими от центрального понятия или идеи. В основе этой техники лежит принцип «радиантного мышления», относящийся к ассоциативным мыслительным процессам, отправной точкой или точкой приложения которых является центральный объект. Это показывает бесконечное разнообразие возможных ассоциаций и следовательно, неисчерпаемость возможностей мозга. Подобный способ записи позволяет интеллект-карте  неограниченно расти и дополняться. Интеллект-карты используются для создания, визуализации, структуризации и классификации идей, а также как средство для обучения, организации, решения задач.

Итак, последовательность и суть разделов не меняется ни в Интеллект — Карте, ни в Карте образов ни, увидим далее, Конспект-Карте. Меняется лишь способ подачи материала, обрастая новыми деталями. В дальнейшем этап составления Интеллект- Карты будет объединен сформированием Карты образов и, далее, с Конспект-Картой, итак:

Составляем карту образов по системе мнемотехники ''Джордано''. Зрительные образы подбираем по созвучию: амарант-аромат (духи)белок-разрезанное варёное яйцожир свинья, крахмал - пизанская башня (крах маленький), гречиха-греческая богиня Афины, кукуруза - початок кукурузыовес - лошадьполба  -поп из сказки Пушкина и центральный образ хлебные зерновые культуры -пшеничный и ржаной кусочки хлеба. 

Зрительный образ ассоциируется мозгом с его обозначением. Лошадь представляем  -в уме всплывает ассоциация с овсомДухи(аромат) или лоб попа легче запомнить, чем амарант или полба .

Из  центрального образа (пшеничный и ржаной кусочки хлеба) выделяем части образа: середина верха пшеничного кусочка хлеба, верхний правый угол ржаного кусочка, середина ржаного кусочка, нижний правый угол пшеничного кусочка, нижний левый угол пшеничного кусочка.  Центральный образ (пшеничный и ржаной кусочки хлеба) связывается с каждым из созданных образов. Слева направо и сверху вниз и далее по часовой стрелке, учитывая нумерацию структуры.

В конспект-карте не предполагается строго следовать законам мнемотехники системы "Джордано", из-за требования компактности в конспект-карте, поэтому для раздела амарант (зрительный образ - флакон духов [аромат]) также применим правило выделения частей образов: флакон духов-колпачек, горлышко флакона духов, донышко флакона духов.

Карта образов рассматривается и запоминается так - связывающая линия из верхнего левого угла пшеничного кусочка до середины флакона (1) аромат [амарант]). Связку представляем и запоминаем. Колпачек духов связываем с  1/1) белком яйца.

Также представляем и запоминаем. И так далее.

 

 

 

  Мысленно, в мозге, должна вырисовываться картинка изображенной на СОСТАВНОМ ИЗОБРАЖЕНИИ КАРТЫ ОБРАЗОВ.

Тут ясно видно каждый зрительный образ соответствующего раздела, подраздела (раздел 1) амарант [флакон духов], подраздел 1/3) крахмал [падающая башня]) занимает определенную позицию. Раздел- Греческая богиня Афины (гречка) связана с верхним правым углом ржаного кусочка хлеба.

3) Зрительный образ кукуруза завязана на образе середины ржаного кусочка.

4) Зрительный образ лошадь соответствующий подразделу текста о зерновых культураховес расположен на составном изображении карты образов, а значит и мысленно, на нижнем правом углу пшеничного хлеба.

5) Раздел - полба соответствует образу лоб попа и связан он мысленно с нижним левым углом пшеничного хлеба. Конечно В.А.Козаренко учит выделять части образов конкретно (образ автомобиль, выделяем части образа-крыша, капот ,дверь, колесо) без всяких там "нижних правых углов". Но для наглядности в этом простом примере показано так.

 Представив зрительные образы (а они соответствуют, по созвучию, названиям разделов и подразделов) получается следующая картинка:

 

 

ВАЖНО!!! ПРИ ЗАПОМИНАНИИ ЧАСТЬ ЦЕНТРАЛЬНОГО ОБРАЗА представляется крупно и на нем или справа расположен  зрительный образ РАЗДЕЛА МАТЕРИАЛА.

 

 

Приступаем к составлению конспект карты

 

 

 Следуя правилу припоминания  ""1"+ геометрическая прогрессия (3,6,12)" ,запомнится следующее

сочетание зрительных образов, сформулированное при помощи вышеизложенного :

 

 

  Текст связанный со зрительными образами вспомнится автоматически при правильном припоминании.

 

Для эффективного и долговременного запоминая рассмотрим цитату из системы''ДЖОРДАНО'' изложенной В.А.КОЗАРЕНКО:

СПОСОБЫ ПОВТОРЕНИЯ И ЗАКРЕПЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ В МОЗГЕ

ВСЕГДА ПОВТОРЯЙТЕ ИНФОРМАЦИЮ ПУТЕМ ЕЁ ПРИПОМИНАНИЯ! Только в Этом случае обеспечивается быстрое и качественное закрепление сведений в мозге. Повторное восприятие (считывание с книги) не ведет к запоминанию и закреплению информации в мозге.

правило "1"+ геометрическая прогрессия (3,6,12)"

примерная схема повторения

1. Контрольное припоминание. После запоминания некоторого объема сведений Необходимо их вспомнить. При обнаружении ошибок или пропусков, запомните искаженные или пропущенные сведения ещё раз. Необходимо добиться стопроцентного припоминания информации. Только после этого следует приступать к повторению. Повторение в мнемотехнике осуществляется не для запоминания, а для закрепления информации в мозге. Повторением в мнемотехнике называется многократное припоминание информации.

2. Первое мысленное повторение следует делать примерно через 1 час после контрольного припоминания.

3. Второе повторение - примерно через 3 часа после последнего.

4. Третье повторение - примерно через 6 часов после последнего. 

5. Четвертое повторение - на следующий день.